Тюнинг автомобилей в Украине активно развивается. В ближайшие пять лет емкость этого рынка может достичь двухсот миллионов долларов.
За последние два года в Украине появилось множество фирм, специализирующихся на тюнинге. В отечественных тюнинговых мастерских и лабораториях уже побывали примерно три процента легковушек среднего и эконом-класса. В сегменте представительских моделей стоимостью более ста тысяч долларов эта цифра еще выше — до пяти процентов автомобилей.
По мнению украинских импортеров и дилеров, свою машину не прочь модернизировать около десяти процентов автомобилистов. Специалисты утверждают, что в течение пяти лет отечественный рынок модернизации серийных легковых моделей возрастет с нынешних 30 млн до 800 млн долларов.
Свои представительства в Украине уже открыли всемирно известные тюнинговые ателье Hamann, Kleemann и Lorinser. По информации «Эксперта», принципиальное решение о работе на отечественном рынке приняли компании AMG, ABT и Brabus. Кроме того, такую возможность рассматривают и японские тюнинг-компании, которые у нас пока известны лишь по киносериалу «Форсаж» и экзотическому хетчбэку Honda R-Type.
Радикальный тюнинг
Наибольший доход операторам рынка приносит импорт моделей бизнес— и премиум-класса, вышедших из мастерских ведущих тюнинговых компаний. До 2005 года в этом сегменте безраздельно господствовали серые дилеры. Таможенная очистка эксклюзивных автомобилей, оснащенных огромными (по европейским меркам) двигателями, обходилась слишком дорого, а серые дилеры предлагали эффективные, хотя и небезупречные с точки зрения законодательства, схемы минимизации налогообложения. Кроме того, многие европейские тюнинговые ателье считали, что в нашей стране нет сервисных станций, способных обслуживать хайтековские агрегаты, и отказывались официально экспортировать сюда свои модели. Но начиная с 2005 года, после легализации суперкаров Bentley, Maserati и Porsche, официальные импортеры BMW, Mercedes-Benz, Opel и Volkswagen получили возможность поставлять тюнингованные автомобили (которые по динамическим характеристикам близки к спортивным моделям) и сумели потеснить серых дилеров. В результате доля последних снизилась до сорока процентов. Однако развитие этого сегмента тормозит высокая стоимость таких авто.
В прошлом году после открытия официальных представительств Hamann, Kleemann и Lorinser у нас появились компании, занимающиеся модернизацией серийных BMW, Land Rover, Mercedes-Benz и др. Вместо дорогих автомобилей элитные украинские ателье импортируют фирменные наборы (киты), с помощью которых превращают серийную модель в эксклюзивное авто. При этом цена на тюнингованные отечественными мастерами машины на 20% ниже европейских аналогов. Эти фирмы предлагают гибкие и широкие возможности по тюнингу: от изменения внешнего облика автомобиля с помощью наклеек, кузовной живописи и дополнительных осветительных приборов (арт-тюнинг) до глобальной модернизации, затрагивающей дизайн, салон, силовой агрегат и ходовую. Кроме того, компании, напрямую работающие с представительствами европейских ателье, для доводки автомобилей используют фирменный аэродинамический обвес (антикрылья, спойлеры, особые поддоны), позволяющие повысить максимальную скорость и снизить потребление топлива на трассе.
Независимые отечественные тюнингеры используют комплектующие подешевле и берутся за переделку любых авто. Нередко они сами изготавливают комплекты, необходимые для тюнинга конкретной машины. Поэтому стоимость их услуг гораздо ниже, чем у импортеров или представительств. Благодаря огромному парку недорогих авто, доступности комплектующих и самому широкому спектру предоставляемых услуг этот сегмент динамично развивается.
В этом году появилась особая категория фирм, занимающихся рестайлингом — наиболее радикальным видом тюнинга. Рестайлеры быстро обрели известность в Украине благодаря участию в Киевском международном автосалоне SIA’2006, а также различным телешоу. В качестве заготовки они берут серийные модели и с помощью пластикового обвеса превращают их в эксклюзивные суперкары наподобие Ferrari Enzo. Рестайлинг — один из самых перспективных сегментов тюнинг-рынка, потому что возможность получить суперкар за копейки привлекает множество клиентов. К тому же в качестве «сырья» здесь зачастую используются подержанные и даже аварийные машины. Поскольку при смене облика большая часть кузовных панелей прикрывается или удаляется вовсе, что позволяет избежать дорогостоящей рихтовки, рентабельность бизнеса еще больше увеличивается. Одной из разновидностей рестайлинга является постройка репликаров — машин, стилизованных под классические модели. Однако пока этот вид услуг на рынке востребован мало: уже второй год на всех отечественных автошоу демонстрируются одни и те же репликары. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Мотор с «веселителем»
Высшим пилотажем при тюнинге считается модернизация двигателя и ходовой. Это не только самый тонкий, но и самый дорогой вид тюнинга: большая часть добавленной стоимости автомобилей Brabus и Lorinser приходится на модернизацию мотора, а также сопряженных с ним узлов и ходовой.
Однако улучшить тяговые и динамические характеристики силового агрегата можно и без механического вмешательства. Так, перепрограммирование управляющего двигателем контроллера (чип-тюнинг) позволяет увеличить максимальную мощность и крутящий момент, а также снять ограничения, предусмотренные производителем (речь идет о пресловутых 250 км/ч, которые «ограничены электроникой»). Сейчас услуги по чип-тюнингу предлагают десятки мастеров и ателье, однако замена заводской моторной программы на более «прогрессивную» — занятие не безобидное. Европейская инженерная школа для большинства узлов и агрегатов предусматривает двадцатипроцентный запас прочности. Перечиповка серийных двигателей дает возможность увеличить их мощность и крутящий момент на 15–25% (а для некоторых моторов — даже на 30%). Так что замена заводской программы управления двигателем заставляет его работать почти на пределе. В случае если чип-тюнинг сопровождается переоборудованием впускной и выпускной систем, мощность и крутящий момент можно увеличить почти вдвое. То есть в предельных режимах эксплуатации — разгон, перестроение, активное маневрирование — мотор и трансмиссия работают с перегрузкой. По данным «Эксперта», полученным в стрит-рейсеровской среде, четверть машин, в двигателе которых компьютер пробудил запретные силы, попадала в ДТП. Это в десятки раз выше среднестатистических показателей по стране.
Серьезную опасность представляет и непрофессиональная перешивка моторного компьютера. Заводская программа увязывает между собой временные характеристики ABS, ESB, BA, подушек безопасности, системы питания двигателя и трансмиссии. Изменение любого из параметров приводит к тому, что слаженный хор контраварийных механизмов начинает фальшивить. Системы стабилизации движения включаются не вовремя, подушки безопасности не синхронизируются с пиронатяжителями подтягивающих ремней, а как только автоматика подключения вспомогательной ведущей оси получает телеметрию от разрегулированных датчиков слежения за пробуксовкой, начинает барахлить система полного привода.
Однако это вовсе не значит, что нужно полностью отказаться от перепрограммирования моторного компьютера. Чип-тюнинг позволяет настроить двигатель под манеру езды конкретного водителя, приспособить машину к климату и даже экономить топливо. Но делать это необходимо на сертифицированных СТО (стоимость такой модернизации — от 300 до 2000 долларов), а также не забывать, что перечипованные автомобили зачастую снимаются с гарантии. Кроме того, стандартная программа, зашитая производителем в бортовой компьютер, допускает возможность заправки некачественным топливом. После чип-тюнинга этот вариант исключен.
Киносериал «Форсаж» открыл для отечественных автомобилистов «веселитель» — систему кратковременного увеличения мощности и крутящего момента, работающую на сжиженной закиси азота (N2O). Это химическое соединение в медицине используется в качестве наркоза и более известно как веселящий газ. Отсюда и термин «веселитель» (на сленге стрит-рейсеров — нитрос). Его использование позволяет кратковременно увеличить мощность четырехцилиндрового бензинового двигателя на 25 л. с., шестицилиндрового — примерно на 60 «лошадок», восьмицилиндрового — на целых 100 л. с. Попадая в камеру сгорания, сжиженная закись азота быстро охлаждает стенки цилиндров и обогащает топливную смесь кислородом.
Установка и эксплуатация «веселителей» требует высокой квалификации и мастера, и водителя. Попытка выжать из мотора слишком много дополнительных сил приводит к взрыву, а из-за доступности нитросов для неопытных автолюбителей увеличилось количество ДТП. В некоторых регионах Украины местные департаменты ГАИ запретили использование любых устройств, позволяющих кратковременно увеличивать мощность двигателя.
Уйдут кустарщики
В ближайшее время операторам тюнинг-рынка предстоит борьба с кустарными фирмами с низкоквалифицированным персоналом, которые подрывают доверие клиентов к тюнингу как к бизнесу и при определенных условиях могут спровоцировать законодательный запрет на переоборудование серийных автомобилей. Избежать этого можно, создав Всеукраинскую ассоциацию автотюнинга (ВААТ), которая будет взаимодействовать с дилерами, сертификационными институтами, Госавтоинспекцией и потребителями. Сертификация тюнинг-ателье при участии ВААТ позволит убрать с рынка фирмы-однодневки, зарабатывающие деньги на модных течениях и исчезающих после первых же претензий клиентов.
По прогнозам, в следующем году продажи новых автомобилей вырастут на 17–20%, а спрос на тюнинг-услуги — на 30–35%. В течение ближайших трех лет эта тенденция сохранится. С 2008 года важнейшими игроками тюнинг-рынка станут официальные импортеры и дилеры, которые активно осваивают околоавтомобильный бизнес. К тому же после вступления Украины в ВТО значительно снизятся пошлины на импорт автомобилей (в том числе подержанных), поэтому дилерских мощностей для их обслуживания окажется недостаточно. Решить эту проблему помогут независимые сервисные станции, занимающиеся техобслуживанием и тюнингом постгарантийных машин.
© www.expert.ru