Функцию технического осмотра автотранспорта могут забрать у ГАИ и передать частникам. Соответствующие поправки в законодательство были обсуждены вчера в Санкт-Петербурге на выездном заседании комитета Госдумы по собственности. Глава этого комитета «единоросс» Виктор Плескачевский считает, что качество оценки технического состояния автомобиля улучшится, потому что автовладелец сможет подать в суд на недобросовестного эксперта.
Еще весной 2003 года правительственная комиссия по административной реформе признала Государственный технический осмотр (ГТО) избыточной функцией государства. Однако и по сей день диагностика автомобиля остается функцией Госавтоинспекции. Правда, после того как правительство в прошлом году обязало регионы проводить техосмотр с использованием диагностических средств, ГАИ была вынуждена позвать себе на помощь частных экспертов, специально отобранных местными властями на конкурсе. Впрочем, это не получило широкого распространения.
Депутатам Госдумы такой порядок не нравится. «Получается весьма запутанная картина с конкурсами по отбору экспертов, - сетует Виктор Плескачевский. - Такого нет нигде в мире». Но больше всего депутаты недовольны тем, что сейчас не с кого спросить за качество диагностики. «Чиновники не несут никакой ответственности за результаты техосмотра», - говорит депутат. Поэтому, по-видимому, и получил широкое распространение «заочный техосмотр»: за взятку, средняя стоимость которой оценивается в 3 тыс.руб., любой автолюбитель может получить заветный талон.
На вчерашнем заседании комитета по собственности, прошедшем в Санкт-Петербурге, думцы предложили передать функцию техосмотра профессиональным саморегулируемым организациям (СРО), которые займутся аккредитацией компаний, пожелавших заниматься диагностикой, и частных специалистов. Эксперт, завизировавший талон техосмотра, будет лично отвечать за неисправность автомобиля. На него можно подать иск в суд, если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля.
Поправки в законы, уже подготовленные депутатами, предусматривают создание при СРО компенсационного фонда. «Его величина пока не определена», - говорит депутат Плескачевский. По его словам, фонд призван удовлетворить исковое требование в случае, если имущества эксперта будет недостаточно для расплаты. По его подсчетам, взнос каждого члена СРО в фонд может составлять от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Депутат надеется, что в декабре законопроект поступит на рассмотрение парламента.
Думская оппозиция тоже готова поддержать законопроект,но при соблюдении двух условий. «Нельзя сразу отменять государственный техосмотр и вводить частный, - пояснил РБК daily независимый депутат, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Пусть останутся оба, и тогда у автовладельцев будет возможность выбирать». Второе условие: ни в коем случае нельзя предоставлять сотрудникам ГАИ право останавливать на дороге любой автомобиль и проверять его техническое состояние.
Как выяснила РБК daily, руководство ГАИ не верит в эффективность предлагаемой системы. «Эта функция должна оставаться у силовых структур - ни у индивидуальных предпринимателей, ни у физлиц нет доступа к федеральным базам розыска, - объясняет источник в ГАИ. - Наши сотрудники не только определяют исправность автомобиля, но и занимаются сверкой номеров узлов и агрегатов, «пробивают» авто на угон». Другой аргумент гаишников: «глупо отдавать доход от техосмотра, который сейчас идет в бюджет, в частный сектор».
© www.rbcdaily.ru
ЛЮДМИЛА НОВИКОВА, РУСТЕМ ФАЛЯХОВ
27.10.2006