Как стало известно «Газете.Ru», Минобразования подготовило документ, ужесточающий экзамен на водительское удостоверение. Получить права сможет только человек, закончивший 9 классов, и не более чем с трех попыток, зато будет разрешено сдавать экзамен на автомобилях с «автоматом».

В распоряжении «Газеты.Ru» оказался проект «Положения о порядке подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств», разработанный в Министерстве образования. Если этот документ будет утвержден правительством, процедура получения водительского удостоверения будет существенно ужесточена. Новые правила были разработаны после того, как год назад на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения Владимир Путин потребовал усилить контроль за подготовкой водителей. «Считаю, мы должны повысить требования к качеству подготовки водителей. Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность. Только плати деньги и получай права», – сказал президент.

Согласно проекту, сдавать экзамен на права можно будет только кандидатам, закончившим автошколу. Причем для получения прав будет всего три попытки, после чего документ о прохождении обучения будет аннулирован, а будущий водитель снова пойдет учиться.

Положение так же устанавливает, что упражнение «город» должно длиться минимум 45 минут, чтобы экзаменатор понял, насколько хорошо кандидат ориентируется на дороге.

При этом, чтобы гаишники не смогли заваливать будущих водителей, экзаменаторов обяжут в течение трех дней выдавать мотивированное заключение о том, какие «умения у кандидата сформированы в недостаточной степени». «Благодаря этому гаишники больше не смогут под надуманными предлогами отправлять с экзамена кандидатов в водители, вымогая у них деньги», – считает президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин.

В ГАИ нововведения энтузиазма не вызывают, потому что они «перегрузят» их работу.

«Сейчас в ГАИ не справляются с потоком кандидатов в водители – они могут не готовиться и приходить по десять раз сдавать экзамен. Так что ограничение числа попыток, это правильно, – пояснил начальник экзаменационного отдела ГАИ Московской области Алексей Артамонов. – А вот если мы будем каждого кандидата по 45 минут катать, у нас очереди будут растягиваться на месяцы».

Разработчики новых правил предлагают расширить состав экзаменационной комиссии. Согласно проекту, в нее, помимо гаишников, должны войти «представители образовательных учреждений, общественных организаций, страховых компаний и др.». Они будут присутствовать не только на теоретическом, но и на практическом экзамене в салоне автомобиля. По замыслу авторов проекта, на переднем пассажирском месте будет сидеть представитель автошколы, на заднем каким-то образом должны разместиться экзаменатор-гаишник и «представители экзаменационной комиссии». Единственное исключение сделано для кандидатов в водители грузовиков с двухместной кабиной. Там разрешается присутствие одного экзаменатора.

В проекте предусмотрена и сдача экзамена на вождение на автомобиле с автоматической коробкой передач. Правда, в этом случае в правах в графе «Особые отметки» будет сделана соответствующая запись, и водитель сможет ездить только на автомобилях с «автоматом».

Кроме того, в Минобразования наконец-то пришли к тому, что водить машину должны только образованные люди, закончившие хотя бы 9 классов школы.

Впрочем, будет позволено предоставить гаишникам вместо копии школьного аттестата, например, копию диплома о высшем образовании. Эта идея вызвала возмущение правозащитников. «Начальное образование не имеет никакого отношения к вождению. Даже если человек не умеет читать, ему могут рассказать правила. Куприн был безграмотный, а какие вещи писал. Тут они хотели как лучше, а получилось как всегда», – сказал Травин.

Также планируется организовать ежедневный контроль машин, на которых проводится обучение, и самих инструкторов. У машин будут проверять техническое состояние, у инспекторов здоровье и содержание алкоголя в крови.

После выступления Путина, в ГАИ начали мечтать о компьютеризированном экзамене, когда инспектору не придется ничего решать, и президент не сможет обвинить их в коррумпированности. «В идеальном варианте машина должна быть обвешана датчиками, а решение сдал кандидат экзамен или нет, должен принимать компьютер, – сказал пресс-секретарь ГАИ России Владимир Шевченко. – Но такое оборудование дорого стоит, поэтому ввести такую систему быстро не получится».

Представители автошкол считают, что повышение безопасности на дорогах ведется не с того края. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Владимир Виноградов убежден, что изменение автошкольных программ не сделает дороги безопаснее: «По статистике ГИБДД, начинающие водители со стажем вождения менее двух лет являются виновниками приблизительно 10% ДТП».

Артем Бетев, Мария Цыбульская