Перефразируя Туполева, можно сказать, что хорошо ездить способен лишь красивый автомобиль. Конечно, красоту каждый понимает по-своему. Но бесспорно то, что первым и зачастую единственным авторским штрихом в создании образа автомобиля становятся литые колеса. Легкосплавные диски (в простонародье – "литье") действительно способны преобразить внешность даже самой заурядной машины. На самом деле "литье" не только красиво - оно еще и полезно для автомобиля
/Екатерина Федорова

Однако при всех положительных эмоциях, которые вызывает дизайн диска, следует помнить о возможных негативных последствиях в случаях ошибочного выбора. Чтобы избежать неприятностей, лучше подбирать резину и диски наиболее оптимально, отправляясь в крупные магазины, к профессионалам. Мы за советами обратились к нашему постоянному консультанту по "колесным" делам Андрею Топоркову, учредителю известной компании "1000 размеров", которая и специализируется на продаже автомобильных дисков и шин.

Литые диски – неслучайный выбор

- Ни для кого не секрет, что симпатии большинства автолюбителей на стороне литых дисков. Этому есть немало причин, среди них первая - отличный и разнообразный дизайн. Однако мало кто знает об особенностях этой детали автомобиля.

На сегодняшний день при производстве литых дисков используются различные металлы и сплавы, соответственно, каждое изделие имеет свои особенности. Например, часто используются сплавы на основе алюминия. Этот металл, как известно, сочетает в себе такие необходимые для колесных дисков качества, как прочность и легкость. Алюминиевые диски по крепости уступают стальным, но производители научились доводить удельную прочность сплавов до достаточно высоких значений. Также литые алюминиевые диски помогают охлаждению тормозных механизмов, благодаря большей «открытости» дизайна и высокой теплопроводности. Но, как и у любой другой вещи, у них существуют и свои минусы: например, хрупкость. При сильном ударе такой диск не сомнется, как стальной, а треснет, что при высоких скоростях очень опасно.

Также литые диски производят и из сплавов магния, металла более легкого, чем алюминий. Диски данного типа хорошо держат удары, обладая более высокой, чем алюминий, удельной прочностью, и при этом вес их меньше. Однако не стоит забывать, что диски, не прошедшие российской сертификации, могут быть очень опасны на наших дорогах, поскольку запас прочности конкретных дисков невозможно определить без долговременного тестирования.

Есть и еще один тип дисков – составные. Диски данного типа состоят из нескольких частей, обычно двух, скрепленных металлическими болтами. Последние могут производиться из различных сплавов и металлов, но наиболее предпочтительными являются титановые (менее подвержены коррозии, чем стальные, и прочнее многих сплавов). Остальными частями составного колеса могут являться обод и собственно диск. В принципе к составному диску относится все уже сказанное выше, но следует помнить, что обод и сам диск могут быть произведены из различных сплавов и разными методами, а значит, им будут присущи разные эксплуатационные качества. К составным дискам также относятся крутящиеся диски, или спиннеры, как их называют на западе. У таких колес существуют два «поддиска» один основной – несущий, другой – декоративный, а между ними – подшипник или два (на более дорогих версиях). Кончики декоративных дисков слегка утяжелены, благодаря этому при движении автомобиля они крутятся и при остановке продолжают еще крутиться некоторое время по инерции.

Как выбрать литье?

- Изначально при выборе литья автолюбители, как правило, руководствуются внешним видом, но не каждая модель подойдет к той или иной марке машины. Например, размеры приобретаемых дисков должны строго соответствовать типу автомобиля, так как несоблюдение этих норм может привести к аварийным ситуациям! Чтобы покупка оказалась удачной, следует знать ряд параметров: диаметр окружности размещения крепежных болтов (шпилек), размеры центрального отверстия под ступицу, вылет колеса (расстояние от плоскости посадки колеса к ступице до середины профиля обода). Если есть желание, названные размеры можно установить самостоятельно с помощью штангенциркуля, а проще обратиться к специалистам. Все это очень важно. К примеру, в случае несоответствия вылета колеса может уменьшиться выворот руля, т.е. радиус поворота, появятся затиры колеса при вывороте о колесные арки, подкрылки или кузовные элементы. Необходимо обращать внимание и на размер конуса крепежного отверстия диска. У разных марок машин он может отличаться. Для проверки конуса лучше всего иметь с собой крепежный болт (гайку), отвернутый с колеса вашей машины.

Выбор радиуса литья зависит от того, по каким дорогам вы ездите чаще. Если вы больше ездите по трассам на высоких скоростях, то лучше поставить радиус литья побольше, т.к. чем больше радиус литья, тем более устойчива машина на поворотах. Для езды по бездорожью целесообразно сочетание «диск с небольшим радиусом + резина с широким профилем»: резина будет компенсировать ухабы, и риск повреждения дисков будет гораздо меньше.

Что касается производителей и цен на литье, то, если позволяют средства, советую брать японское или итальянское. Оно дорого стоит (на джипы порядка 3-4 тысяч долларов), с этим литьем точно проблем не будет. В целях экономии можно поискать на рынках города б/у варинты этого литья, которые встречаются крайне редко. При покупке такого литья остерегайтесь подделок.

Если вы не выполняете трюков, спокойно ездите по городу, то подойдет обычное литье тайваньского производства, оно наиболее оптимально по соотношению "цена - качество". Но и в таком случае избегайте явных китайскх фальшивок. Отличить диски, изготовленные на сертифицированном заводе, от имитации очень легко: на качественных изделиях стоит специальное клеймо, европейское соответствие качеству – VIA или японское - JW, JW-T. Клеймо расположено, как правило, на внешней стороне диска и его легко найти. Можно попытаться также взять стандартное серийное литье, которое любители тюнинга сняли со своей машины. Это литье достаточно качественное, но, так сказать, не модное, однако автомобилю на нем ехать так же легко.

Моя главная рекомендация – покупать литье в крупных магазинах нашего города, которые уже зарекомендовали себя на нашем рынке и где вам дадут гарантию. Хотя и в некоторых придорожных точках, работающих много лет, дадут более весомую гарантию, чем в недавно открывшихся магазинах.

Как защитить литье зимой?

Литой диск не просто железяка, которую поставил и ездишь. Это важный элемент машины, требующий ухода, особенно зимой. Как часто на дорогах мы видим машины с дисками, на которых коряво облез хром! Это влияние той смеси, химических реагентов, коими посыпают дороги в снегопад и гололед. Считается, что в российских условиях применение дисков из сплавов магния, металла абсолютно непрактично. Знаю некоторых автовладельцев, что зимой "переобувают" машину в железные диски, а «литье» берегут в гараже - в некоторой степени это оправданно, но есть возможность сохранить литье в целости, не снимая его и зимой.

Хромированное литье наиболее подвержено коррозии (именно зимой от химических реагентов), за ним нужно следить особенно тщательно. При езде в холодное время года по посыпанным смесью дорогам имеет смысл мыть литье как можно чаще, но не просто сверху, а тщательно вычищая все изгибы, впадины, закутки - именно там чаще всего забивается песок, соль и начинаются коррозийные процессы.

Что касается крашеных дисков, то с ними проще, они в частом уходе не слишком нуждаются, поэтому они более рекомендованы для зимы. Если литье покрыто хорошим лакокрасочным покрытием, то оно может выдержать солевую смесь достаточно долго. Но есть один нюанс: когда вы заезжаете на мойку, то не обдавайте сразу крашеные колеса кипятком, иначе из-за разницы температур лакокрасочное покрытие может потрескаться, появятся микротрещины, в которые солевая смесь станет попадать, и покрытие диска будет отслаиваться. Вначале нужно обдать колесо теплой водой, а потом уже мыть. И тогда литье будет служить вам долго и без особых проблем и неприятностей.

© VladivostokTimes
on-line Newspaper
www.vladivostoktimes.ru