В середине этой недели Госдума приняла решение о переносе на 1 ноября второго чтения законопроекта об изменениях в статье 9 федерального закона об ОСАГО. Таким образом, поощрение автовладельцев, которым удается избежать аварий, за счет понижающих коэффициентов при покупке ОСАГО (система бонус-малус) откладывается на неопределенное время.

Законопроект, изменяющий пункт 2 статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был внесен на рассмотрение Госдумы в январе 2006 года депутатом Алексеем Сигуткиным. Суть предлагаемых им поправок - уравнивание в правах автовладельцев при применении к ним повышающих-понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО. По действующему законодательству, входящие в состав страховых тарифов коэффициенты устанавливаются в том числе в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных в рамках страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды. Депутат предлагает убрать из данной редакции слово «указанного».

Второе чтение так называемых «поправок Сигуткина», одобренных в первом чтении еще в июне, откладывается уже в шестой раз. По словам начальника управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимира Козлова, идея поправки Сигуткина благая, однако внесение в действующий закон лишь ее одной не решит всех проблем. «Во-первых, непонятно, как нужно будет учитывать бонус-малус, когда у водителя имеется несколько транспортных средств. Например, сейчас, если водитель юридического лица, имеющего в своем автопарке несколько машин, совершит ДТП на одном из автомобилей, то по нему юридическое лицо получит повышающий коэффициент, а по остальным - скидки за безаварийную езду. Теперь же согласно предлагаемому законопроекту получается, что юридическое лицо получит повышающий коэффициент по всем автомашинам. Аналогичная ситуация сложится и с физическим лицом, в собственности которого находятся несколько машин», - недоумевает в беседе с РБК daily г-н Козлов.

С ним согласен и заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, считающий, что поправки Сигуткина не волшебная палочка, а для полноценного осуществления задуманного потребуется кардинальная перестройка всей системы учета страхователей. К тому же вся конструкция закона по ОСАГО привязана сейчас к конкретному транспортному средству. Для применения коэффициентов учитываются технические характеристики автомобиля: его тип, мощность двигателя, число посадочных мест, грузоподъемность. Поэтому и страховая премия рассчитывается тоже в привязке к конкретной машине. Скажем, для москвича - владельца «Лады» десятого семейства стоимость полиса ОСАГО сегодня составляет в среднем 4 тыс. руб. Если же изменить порядок присвоения бонуса-малуса, оставив остальное как есть, депутаты и общественность получат противоречие отдельного коэффициента со всей конструкцией закона.

«Если поправка в ее нынешнем виде будет принята во втором и третьем чтениях, мы получим ситуацию, когда благая цель окажется скомпрометированной отсутствием реального механизма ее воплощения», - считают в РСА. А Иванов отмечает, что принятие поправок приведет к ситуации, когда примерные водители будут получать скидки, а не примерные смогут избегать наказания в виде надбавок к стоимости полисов. «В результате мы раньше упремся в стену, встав перед необходимостью пересмотра тарифов из-за роста убыточности», - резюмирует эксперт.

©
www.rbcdaily.ru
АРТУР САРУХАНОВ 20.10.2006