http://pics.rbcdaily.ru/daily_pics/articles/2006/10/02//b1159815750.130724.12121.jpg

Подушки безопасности и антиблокировочные системы (ABS), которыми комплектуются все современные автомобили, не уменьшают число несчастных случаев на дорогах. Более того, их наличие подстегивает водителей к более агрессивному вождению и заставляет позабыть о бдительности. К столь неожиданному выводу пришли американские ученые, проанализировавшие пятилетнюю статистику дорожно-транспортных происшествий. Внедрение все новых и новых систем безопасности в перспективе лишь усугубит эту тенденцию, считают они.

Предполагается, что поведение водителей за рулем остается неизменным - вне зависимости от того, оборудованы ли их автомобили этими системами безопасности или нет. «Однако если вы сядете за руль машины с указанными средствами пассивной безопасности, разница налицо», - говорит один из авторов исследования, профессор гражданского строительства Университета Пердью (штат Индиана, США) Фред Маннеринг, имеющий в личном гараже спортивный ретроавтомобиль MG и Mercedes C-класса, под завязку напичканный электроникой. «Когда я управляю первым из них, мне стоит немалых усилий соблюдать дистанцию или не ускоряться на скользкой дороге, поскольку я знаю, что машина не оборудована подушками безопасности, ABS, системой курсовой стабилизации (ESP) и прочими «примочками» современных авто», - признается г-н Маннеринг.

По его словам, после внедрения системы ABS представители страховых компаний констатировали рост числа ДТП с участием оборудованных ею автомобилей. Ученые решили проверить, можно ли гипотетически объяснить этот феномен. Группа единомышленников во главе с Фредом Маннерингом проанализировала данные о дорожно-транспортных происшествиях штата Вашингтон за период с 1992 по 1996 год. Такую выборку авторы исследования объясняют интенсивным внедрением в то время различных систем безопасности. «Мы хотели отследить, как отразился этот факт на поведении одних и тех же водителей и увеличилось ли число аварийных ситуаций с их участием», - говорит ученый.

Исследователи использовали ряд математических уравнений, чтобы вычислить вероятность несчастного случая при заданных характеристиках машины и условиях ее движения. Под их прицелом оказалось 1307 водителей, которые в 1992-1996 годах стали участниками в общей сложности 614 несчастных случаев на дорогах, получив в 16 из них травмы различной степени тяжести. При этом 271 водитель из общего числа участников исследования пересел за этот период на автомобиль, укомплектованный эйрбэгами, а еще 270 - системой ABS.

Конечный вывод, который делают американские ученые, неутешителен: в будущем с введением более передовых систем безопасности, например систем стабилизации, предотвращающих переворачивание авто, проблема лишь усугубится. Причина проста: люди с легкостью приспосабливаются к техническим ноу-хау, предназначенным для повышения уровня безопасности автомобилей, но у всех этих средств есть одно побочное свойство - они делают водителей менее бдительными. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению американских ученых, может стать лишь культивирование безопасного вождения на начальном уровне получения водительских навыков - в автошколах и на курсах вождения.

©
www.rbcdaily.ru
АРТУР САРУХАНОВ 03.10.2006