Предстоящий сезон затишья на рынке отечественных автомобилей грозит подарить новому руководству его лидера - ОАО «АвтоВАЗ» - серьезную головную боль. После повышения отпускных цен на весь модельный ряд «Лад» с начала года в среднем на 5,85% стоимость вазовских авто, похоже, достигла потолка. Насколько верно истолкует сложившуюся ситуацию тольяттинский менеджмент, станет ясно сразу после Нового года, отмечают дилеры, требующие от производителя представления новинок.

На отечественном автомобильном рынке традиционный осенний переполох. По данным ИА Ladaonline, за последнюю неделю на тольяттинской площадке все переднеприводные модели «Лад» подешевели на 2-4 тыс. руб. Так, если неделю назад седан «Лада Калина» можно было купить за 246-248 тыс. руб., то сейчас ценники на эту модель переписались на 244 тыс. Причем хэтчбек на базе «Калины» продолжал дешеветь более значительно, за неделю упав в цене с 262-270 до 255 тыс. руб. Больше всего в Тольятти подешевела 8-клапанная модель десятой серии «Лады» в люксовой комплектации - на 4 тыс. руб., до 248 тыс. И только комплектующаяся сейчас двигателями с электронной системой впрыска «классика» продолжает покорять новые высоты.

Впрочем, по словам начальника отдела маркетинга группы компаний «Элекс-Полюс» Марата Галяутдинова, в Москве снижение цен на «Лады» пока не наблюдается. На хэтчбек «Калина», по его словам, сейчас повышенный спрос, поскольку модель эта была достаточно ожидаема. «Продажи на тольяттинской площадке являются преимущественно оптовыми, и ориентироваться на них всецело не стоит», - сказал РБК daily Галяутдинов. По его словам, продажи автомобилей «Лада» обладают ярко выраженной сезонностью: их пик приходится на апрель, а впадина - на ноябрь. В ноябре-декабре стоит ожидать снижения стоимости вазовской продукции в рознице, поскольку дилеры будут активно избавляться от автомобилей заканчивающегося модельного года, прогнозируют в «Элекс-Полюс».

Между тем, по словам дилеров, предстоящий «вазовский сезон», когда цены на авторынке падают лишь на продукцию АвтоВАЗа, может стать знаменательным для тольяттинского производителя, в частности из-за недостаточно оперативной реакции завода на розницу, приводящей к перепроизводству. При этом, учитывая постоянное повышение отпускных цен АвтоВАЗом при необходимости вписываться в рекомендуемые цены, дилерам пришлось затянуть пояса потуже: с некогда 9% их надбавка сейчас снизилась до 7%. «Ведь если будет выявлен факт существенного отступления от оговоренных цен, автосалон может даже лишиться дилерства», - говорит РБК daily директор департамента развития «Ростокино-Авто» Владимир Лишневский, напоминая, что рекомендуемая стоимость складывается из отпускной цены и дилерской надбавки.

С другой стороны, над продукцией АвтоВАЗа нависла проблема под названием «иномарки нижнего ценового сегмента». Именно к их стоимости «Лады» подошли вплотную после постоянных повышений отпускных цен. Дальнейший рост цен на текущий модельный ряд уже невозможен, считают дилеры, ожидая расширения линейки «Лад». Лишь новые модели и комплектации дают тольяттинцам моральное право повышать стоимость своей продукции. Прочие маркетинговые ходы руководства АвтоВАЗа рынок может не простить.

©
www.rbcdaily.ru
АРТУР САРУХАНОВ 13.10.2006